Ухтомский Дмитрий Васильевич

Ухтомский Дмитрий Васильевич

... архитектор
(1719, село Семёновское Ярославской губернии -
 1774, село Архангельское-Дубки Тульской губернии)

Архитектор, происходил из древнего, но обедневшего княжеского рода. В Москве с 1732. 

После окончания в 1733 московской Школы математических и навигацких наук стал учеником в архитектурной команде И.Ф. Мичурина, где досконально изучил архитектуру Москвы и Подмосковья. 

Для коронационных торжеств по случаю вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны в 1742 выполнил проект Триумфальных ворот на Тверской улицы и декорации на Ивановской площади в Кремле. 

В этом же году зачислен в архитурную команду И. К. Коробова, в 1745 произведён в архитекторы так называемой Полицмейстерской канцелярии, ведавшей в этот период застройкой города. 

Начал внедрять в Москве систему регулярного градостроения, объединяя все постройки городских усадеб вокруг подъездного двора. Этот принцип Ухтомский применил в здании Сената в Немецкой слободе близ Лефортовского дворца (1753—57; ныне Фанагорийские казармы), усилив его центральную часть (бывший дом Лестока) монументальным 2-этажным портиком и купольным перекрытием. Среди ранних работ Ухтомского по благоустройству Москвы - проект Лазаревского кладбища с деревянной церковью Лазаря (1748-50). 

В 1751-57 разработал проект первого в Москве делового квартала с новым каменным Кузнецким мостом через реку Неглинную и комплексом торговых зданий на нём (не осуществлён). 

В 1-й пол. 1750-х гг. строил загородную усадьбу кн. Трубецких в Нескучном с главным 2-этажным дворцом в стиле барокко (не сохранился). 

В 1753 разработал проект Воскресенской башни Китай-города (на пути от Тверской улицы к Красной площади), на северном подъезде к центру выстроил каменные Красные ворота (на месте сгоревших деревянных) с мощными сдвоенными колоннами и крупными ордерными членениями. 

В проекте переустройства Ивановской площади в Кремле (1754, не осуществлён) заложил принцип новых, более сложных ансамблей в архитектуре Москвы (продолженный его учеником М. Ф. Казаковым) с объединением новых, “регулярных” сооружений и древних памятников. 

Выполнил проект галереи для хранения имущества Оружейной палаты (1755, осуществлён к 1764 П. Никитиным). 

В проекте Госпитального и Инвалидного домов (1758-59, не осуществлён) добивался единства двух начал в русской и московской архитектуре середины 18 века — “регулярности”, шедшей от Петровской эпохи, и “великолепия”, отражавшего установки стиля барокко. 

К 1761 составил фиксационные чертежи крепостных стен Кремля и Москвы. 

Среди церковных сооружений Ухтомского — колокольня церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улицы (1740-е гг., не сохранилась), церковь Никиты Мученика на Старой Басманной (1751, приписывается Ухтомскому). 

Творческая и учебно-воспитательная деятельность Ухтомского дала основу для расцвета московского классицизма конца 18 - начала 19 веков. 

В Москве жил на Тверской ул. “в приходе у Рождества что в Старых Палачах”, с 1746 - в доме жены в приходе церкви Георгия на Всполье за Никитскими воротами, с 1752 — в собственном доме в приходе церкви Смоленской Богоматери за Земляным городом. 

 

Ухтомского считают одним из возможных авторов проекта усадьбы Апраксиных-Трубецких (Покровка, 22).
В июне 1752 года Ухтомский был освобожден от должности архитектора при полиции, на которой пробыл семь лет.

После этого Ухтомский начал активно заниматься строительством Кузнецкого моста, Сенатского дома в Немецкой слободе, триумфальных Красных ворот, многих государственных и немногих частных зданий в Москве.

К тому же зодчий продолжал руководить архитектурными командой и школой. В 1760 году, то есть за шесть лет до строительства дома-комода, Ухтомский по стечению обстоятельств прекратил строительную деятельность, и данные о последних годах его жизни неизвестны.

Одним из способнейших учеников Ухтомского был Плюсков, который с 1761 года сменил Ухтомского в руководстве командой и школой.